Читальный зал

Главная » Читальный зал » Рене Лалик »

Рене Лалик

Рене Лалик (фр. René Jules Lalique; 6 апреля 1860Ау, Марна — 5 мая 1945, Париж) — французский ювелир и стеклянных дел мастер, один из выдающихся представителей ар нуво.

Рене Лалик René Jules Lalique

Создавал динамичные, необычных форм произведения. После Первой мировой войны Лалик на двух фабриках (в Комб-ла-Виль с 1910, а затем, после приобретения в 1918 году другого, более крупного завода — в Винжен-сюр-Модере (Эльзас)) занимался производством разнообразных стеклянных изделий, в том числе ваз, осветительных приборов, ювелирных украшений с использованием цветного стекла, и фигур-символов для автомобильных радиаторных решёток (первое из них было сделано по заказу Анри Ситроена).

Среди наиболее известных произведений Рене Лалика — вазы Вакханки (Bacchantes), Лучники (Archers), Неразлучники (Perruches), хрустальные скульптуры Сюзанна (Suzanne), Таис (Tais), Флореал (Floreal), украшения для автомобильных радиаторов (впоследствии многие из них стали просто интерьерными объектами и выпускаются поныне) — Кризис (Chrysis) , Скорость (Vitesse), Победа (Victoire), Лоншамп (Longchamps) и многие другие.

 

Рене Лалик много экспериментировал со стеклом. Если первые его работы были выполнены методом «исчезающего воска» (взятым им из ювелирных техник), то затем он разработал и внедрил на заводе в Винжен-сюр-Модере метод литья под давлением. Так были выполнены многие его скульптуры и вазы.

Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) — характерная особенность произведений Лалик. Рецепт знаменитого опалесцентного стекла Лалик до сих пор является «секретом фирмы».

Свой талант Лалик приложил и к созданию хрустальных флаконов для парфюмерной компании Коти и других (Nina Ricci и сегодня пользуется хрустальными флаконами Lalique). Сегодня у бренда Lalique есть собственные ароматы, как например: Lalique De Lalique, Lalique Pour Homme или Amethyst.

Рене́Лалик

В последние годы жизни Рене Лалик много занимался «крупными формами» — оформлением гостиниц, церквей, ресторанов. Пароход Normandie оформлен фирмой Лалик. Световые панели, люстры, бра, панели дверей, колонны, предметы сервировки, посуда, интерьерные украшения, фонтаны и многое другое выпущено фирмой в 1930-40 годы.

После смерти Рене Лалика его фирму возглавил сын — Марк Лалик, а затем внучка, Мари-Клод. В 2010 г. крупная выставка произведений Лалика прошла в Московском Кремле.

 

 

 

Создатель современных украшений

 

В тот период, когда Рене Лалик начал свою карьеру в качестве ювелира, оригинальность и вдохновение были забыты в угоду пышности и изобилию драгоценных камней.
Революционные произведения Рене Лалика создали ему славу мэтра украшений в стиле Ар Нуво. Он черпал вдохновение в природных образах и составлял конкуренцию японским мастерам, творчество которых стало известно на Западе, благодаря всемирным выставкам. Лалик создавал украшения-пейзажи, украшения-скульптуры, в которых находили воплощение растения, и животные, земной и водный мир. Порой натурализм сочетался с символизмом, растения становились магическими, животные - мифическими, темы произведений - аллегорическими.
Рене Лалик имел невиданную для своего времени смелость изображать женское тело в качестве декоративного элемента, следуя забытым традициям художников эпохи Возрождения. Большинство его произведений изображают женщину-аллегорию, полуженщину-полуживотное, зачастую загадочное и внушающее трепет, но все же полное волнующей чувственности.
Своей красотой и неповторимостью украшения Рене Лалика обязаны не только вдохновению художника и оригинальному эскизу. Он также обращался к позабытым на тот момент технологиям и материалам - таким, как рог, слоновая кость, самоцветы, эмаль и, конечно же, стекло, которое он сочетал с золотом и драгоценными камнями.
Талант Рене Лалика стал предметом восхищения и привлек знаменитых клиентов: в 1891-1894гг. он создавал сценические украшения для Сары Бернар, его горяим поклонником являлся Калуст Гюльбенкян, известный армянский бизнесмен, любитель искусств и страстный коллекционер. Он приобрел у Рене Лалика более сотни украшений, которые сегодня можно увидеть в Лиссабоне, в Фонде им. Гюльбенкяна.

 Рене Лалик René Jules Lalique

Рене Лалик René Jules Lalique

Рене Лалик René Jules Lalique

Рене Лалик René Jules Lalique

Рене Лалик René Jules Lalique

Рене Лалик René Jules Lalique

Рене Лалик René Jules Lalique

Рене Лалик René Jules Lalique

Некоторые важные даты в карьере Рене Лалика-ювелира:
• 1895г. - Салон Общества Французских Художников, Рене Лалик впервые выставляет коллекцию украшений под собственным именем.
• 1897г. - Рене Лалик получает Медаль Первого Класса. В этом же году он был награждён Крестом кавалера Ордена Почетного легиона за коллекцию украшений, представленных на Всемирной Выставке в Брюсселе.
•  Салон 1898г.  - презентации коллекции гребней из рога, получившей восторженные отзывы в прессе.
• 1900г. - Всемирная Выставка в Париже, апофеоз успеха. Рене Лалика провозглашают «Главой школы».

Коллекционеры, европейские королевские дворы и музеи всего мира приобретают работы Рене Лалика. Он участвует во всех больших международных выставках в Европе и США: Турин в 1902, Берлин в 1903 и Сен-Луи в 1904 (США).
Рене Лалик не ограничивал свое творчество никакими рамками. Будучи эклектичным художником, он создавал потрясающие женские аксессуары, среди которых и вечерние сумочки, и звезды, и ремни. В постоянном стремлении нарядить женщину и в неразрывной связи со стилистикой Ар Нуво, он также создал порядка тридцати различных часов. Часы-колье, часы-броши... он был выше простой функциональности объекта и превращал его в настоящее украшение, снабженное часовым механизмом.
Сегодня музеи всего мира и искушенные коллекционеры все так же охотятся за украшениями Рене Лалика в стиле Ар Нуво. Они становятся объектами престижных аукционов, а их цены всегда достигают рекордного уровня.

Музеи мира, в которых представлены экспозиции Рене Лалика:
Музей декоративных искусств, Париж - Франция
Национальный Музей Дизайна Купер-Хьюитт, Нью-Йорк - США
Музей современного искусства, Токио
Музей Тейен, Токио
Голдсмитс Музей, Лондон - Англия
Фонд Гульбенкяна, Лиссабон - Португалия (постоянная экспозиция, самая большая коллекция украшений Рене Лалика)
Люксембургский музей, Париж - Франция
Музей Брохан, Берлин - Германия.

В 1912г. На Вандомской площади была организована последняя экспозиция его украшений. Устав от бесконечных бесстыдных подделок, Рене Лалик решает оставить ювелирное искусство, чтобы посвятить себя новому материалу, который всегда завораживал его - стеклу.
Украшения из стекла:
Однако украшения не исчезли без следа из его творчества. В конце 20-х гг. он создает линию украшений из стекла, интерпретирующую природные и мифологические образы.
Фантазийные стеклянные украшения родились из той же философии и концепции, что и флаконы, которые Лалик создал для Ф.Коти: сделать красоту доступной большинству.

Духи

В прошлом столетии еще не существовало упаковки духов в том виде, в каком мы привыкли ее видеть сегодня. Флаконы лишь иногда были «украшены» этикеткой, сообщающей о том, какой аромат находится внутри. Впрочем, чаще всего эссенции продавались в простых склянках и «элегантны дамы» должны были собственноручно переливать их в драгоценные флаконы, которые, как правило, производились в единственном экземпляре и стоили очень дорого.
Исследуя стекло и работая с ним, Рене Лалика нашел особенную технику, которая позволяла создавать высокохудожественные произведения с помощью механических методов. Уменьшив таким образом цену роскошных произведений из стекла, он сделал их доступными для более широкой публики.
В 1905г. Франсуа Коти, соблазнившись творчеством Рене Лалика, предложил ему посвятить свои познания в технологиях, а также свой талант созданию флаконов для духов, чтобы, по словам Коти, дать рождение «большому бизнесу, о котором никто в мире до этого не знал».
Таким образом, Рене Лалик создал флаконы с соответствующим их наполнениям декором сначала для Coty, а затем для Roger & Gallet, Forvil, Houbigant, Gabilla, Molyneux, D'Orsay, Molinard, Worth и многих других известных парфюмеров 20-30г.. Мастерство и сила вдохновения художника сделали эти флаконы, выпускавшиеся сериями, настоящими произведениями искусства. Это был успех, превзошедший все предсказания Коти.
Совершив эту технологическую и коммерческую революцию, эффект которой ощущается и сегодня, Рене Лалик остался верен философии Ар Деко, которая стремилась к примирению Искусства и Промышленности.

Знаменитые ароматы, для которых Рене Лалик создал флаконы:
«Прикосновение» (« L'Effleurt ») для Coty - 1908
«Античный янтарь» (« Ambre Antique ») для Coty - 1910
«Стикс» (« Styx ») для Coty - 1911
«Наркисс» (« Narkiss ») для Roger & Gallet - 1912
«Сиамский янтарь» (« Ambre de Siam ») для Volnay - 1912
«Флоза» (« Flausa ») для Roger & Gallet - 1912
«Их души» (« Leurs Ames ») для d'Orsay - ок. 1913
«В ночи» (« Dans la Nuit ») для Worth - 1924
«Грация Орсэ» (« Grâce d'Orsay ») для d'Orsay - 1914
«Прекрасное время» (« La Belle Saison ») для Houbigant - 1925
«красны йкоралл» (« Corail rouge ») для Forvil - 1925
«Букет Фавна» (« Bouquet de Faunes ») для Guerlain - 1925
«Нефрит» (« Le Jade ») для Roger & Gallet - 1926
«Серебряные маки» (« Pavots d'Argent ») для Roger & Gallet - 1927
«Поцелуй Фавна» (« Le Baiser du Faune ») для Molinard - 1928
«Я вернусь» (« Je Reviens ») для Worth - 1929.

 

Архитектура и декор интерьера

Архитектурные проекты Рене Лалика также способствовали его успеху. Его четкое понимание равновесия и гармонии в сочетании с высоким мастерством в работе со стеклом позволяли ему осуществлять монументальные проекты.
Его первые работы в этой сфере датируются 1902г. В это время он занимался обустройством собственного дома в Париже, на улице Кур ла Рен (Cours La Reine), 40 - сегодня это улица Кур Альбер Премье (Cours Albert Premier), построенного архитектором Феном (Feine). Одним из главных элементов декора стала входная дверь, составленная из резных стеклянных плит, на которых были изображены еловые ветви - напоминание об аллеях в имении Лалика в Клэрфонтене.  В холле располагалась еще одна дверь, также из резных стеклянных плит с изображением атлетов.

• 1912 : он создает настенные панно с декором «Мак» для магазина Coty в Нью-Йорке, сейчас - Henri Bendel (на 5й авеню).
• 1922 : Лалик участвует в декорированни теплохода «Иль де Франс».
• 1925 : Выставка декоративных Искусств в Париже. Для этой выставки, помимо собственного павильона, Лалик создает декор для столовой в павильона Севрской мануфактуры, где можно было полюбоваться не только столом, канделябрами и набором бокалов от Лалика, но также и кессонным потолком с подсветкой, полностью сделанным из стекла.
По этому же случаю Лалик создал фонтан «Родники Франции» высотой в 15 м, украшенный кариатидами. Писательница Колет назвала его «Двным фонтаном»
• 1927 : Лалик создает двери для лифта в Овиатт Билдинг в Лос-Анджелесе
• 1928 : он декорирует несколько вагонов Ориент Экспресс для Международной Компании спальных вагонов.
• 1929 : декор Peace Hotel в Шанхае.
• 1930 : Лалик создает декор для церковного клироса в монастыре Деливрандской Богоматери в Дувре, Нормандия. С 1987г. Это произведение считается Историческим Памятником.
• 1932 : он создает интерьер церкви Св. Матфея на о. Джерси, а также фонтаны «Голуби» для Круглой Площади на Елисейских Полях. Лалик также является автором дверей в большой приемной зале дворца японского императора Асака, почитателя Ар Деко. Дворец был построен в начале 30-х гг., сегодня там расположен Тейнский Музей Токио.
• 1936 : декорирование столовой первого класса знаменитого теплохода «Нормандия», настоящего плавучего музея. Декор состоял в основном из стеклянных светильников.


Произведения из стекла

В 1900 Рене Лалику исполнилось 40 лет, и Всемирная выставка в Париже стала подтверждением его абсолютного признания. Его украшения, изделия из драгоценных металлов, а также скульптуры, объекты искусства, гобелены, вышивка, рельефные обои и многое другое из созданного его творческим гением, имело огромный успех.

Расширив границы своего искусства, он полностью переделал его правила. Родился новый «стиль», новая «Школа», и весь мир создавал "LALIQUE". Результатом этого неоспоримого переворота в существующей стилистике стало то, что многие из коллег Лалика, даже самые высокопочитаемые, более-менее регулярно интерпретировали, имитировали и копировали его работы. Он мог бы этим гордиться, но был раздосадован, поскольку видел в этом изобилии подделок и имитаций LALIQUE, родом из разных стран, лишь карикатуры на свои необычные идеи. И был справедливо возмущен этим.

За 15 лет он скрупулезно изучил все «декоративные» возможности фауны, флоры и женских образов и воплотил их в своей бижутерии и ювелирных украшениях. Затем он обратился к работе со стеклом, посвящая ему все больше и больше времени  и сил, используя его для своих гениальных и оригинальных идей.

Наконец, стекло завладело всем его вниманием. Лалик становится исключительно мастером стекольных дел в 1913г. с приобретением завода в Ком-ля-Вилле, который он арендовал до этого в течение 4 лет. За несколько лет он приобретает все необходимые знания в искусстве обработки стекла, изменчивой материи, прозрачность и блики которого он без устали изучал до самой своей смерти, изобретая все новые способы использования своего любимого материала для производства произведений искусства. Это новое «Творчество»  приходит на смену украшениям и становится совершенным выражением творческого гения Рене Лалика.


Маскоты

Прекрасный Автомобиль стал обязательным символом эпохи Безумных лет.  С 1906г. имя Рене Лалика ассоциировалось с миром автомобилей в связи с созданием приза для победителя  легендарных гонок «Тарга Флорио», которые, среди прочих, прославили Энцо Феррари. Для украшения радиаторных решеток удивительных авто, вышедших с конвейеров Citroën, Delage, Hispano-Suiza, Voisin, Bentley, Rolls-Royce и других все средства были хороши.

С 1925г. Рене Лалик создал 27 маскотов из стекла.  Даже в тех случаях, когда мэтр стиля Ар Деко обращался к геометрическим формам, его стремление к реалистичному изображению всегда находило отражение в создаваемых им образах животных и персонажей. По способу обработки материала большинство маскотов выполнены в характерном для LALIQUE стиле: контраст полированной и сатинированной поверхности, окрашивание материала в массе. Источником вдохновения все также оставалась природа.

В бутике LALIQUE на Вандомской площади или у Breves в Лондоне, маскоты были представлены на металлической подставке, позволяющей закрепить их на радиаторной решетке. Некоторые подставки снабжались даже системой подсветки с круговым разноцветным фильтром, который при вращении изменял цвет маскота.

Из всех маскотов, созданных в то время, самыми смелыми, самыми редкими и соответственно самыми популярными были маскоты Рене Лалика, за которыми до сих пор охотятся коллекционеры всего мира, они ценятся на вес золота, тем более что многие из этих миниатюрных скульптур из стекла, выпускавшиеся и так лимитированным тиражом, были разбиты или утеряны во время Второй Мировой войны. Страсть коллекционером тем более понятна, что эти произведения, помимо обладания неоспоримой художественной ценностью, являются символом революционной эпохи, общественного феномена, который не может оставить равнодушным.

 

Публикация подготовлена по материалам сайтов rlalique.com cristallalique.fr, ru.wikipedia.org

 
Разработано в Инвентис